Левиной Екатерина Андреевны
Выступление из опыта работы на тему: «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь»Рассмотрим вопрос ранней профориентации в дошкольном образовании. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Это касается выпускников школ. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизни" В рамках дошкольного учреждения, для педагогов ДОУ Подготовила и провела: Левина Екатерина Андреевна воспитатель высшей первой категории Согласовано: руководитель МБДОУ ________________/Н.А.Лаврова Согласовано: старший воспитатель_______________ / О.Н.Елисеева Дата проведения: 2 октября 2022 г. 2021 -2022 учебный год. Труд строителя всем нужен Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил. Летчик нужен, чтоб летать… Ну а ты, кем хочешь стать? Рассмотрим вопрос ранней профориентации в дошкольном образовании. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Это касается выпускников школ. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации: -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; . -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Согласно Постановления Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования. 6.7.Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания: осуществляют психолого-социальную ориентацию детей; проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Приобщение дошкольников к труду нашло достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить., Антон Семёнович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни, а так же современные авторы Николай Евгеньевич Веракса и Тамара Семёновна Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Кандидат педагогических наук профессор Бабаева Татьяна Игоревна и доктор педагогических наук, профессор ,Александра Гививна Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а так же интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания: - словесный - беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный - наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций). - практический - экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда; - игровой - сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации. На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий: Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Мною разработаны и были реализованы проекты: «Хлеб - всему голова» (история добычи хлеба, профессии людей, которые выращивают хлеб); «Все профессии нужны, все профессии важны» (расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям) «Юные пешеходы», «Город маленьких пешеходов» (дать элементарные представления о профессиях полицейских, шофёра, водитель, регулировщика, дорожных работников и т.д). Подробнее остановлюсь на проекте «Все профессии нужны, все профессии важны» в старшей группе. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и.т.д. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. Когда мы с детьми беседовали о том, кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднились ответить. Точнее путались в названиях профессий, у детей недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда. Дошкольники знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений. Цельпроектарасширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям. Вид проекта:познавательно- информационный, творческий. Основные формы организации проекта: совместная деятельность, режимные моменты, ООД; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр; подвижные, дидактические игры, игры с правилами; мультимедийные презентации; экскурсия в школу, библиотеку; работа с родителями; экскурсия детей на работу родителей; подготовка презентации на городской проект «Здравствуй мир!» (воспитанница старшей группы Павликова Настя подготовила вместе с родителями проект «Родословная профессий моей семьи»); создание альбома «Профессии моих родителей»; изготовление костюмов к сказке «Муха-Цокотуха»; показ мюзикла «Муха- Цокотуха». Достигнутый результат: Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее. Обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности детей. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду. Родители рассказали детям о своей профессии, помогли детям составить и записать составленный ими рассказ, оформили страничку с фотографией с места работы. Технология исследовательской деятельности. Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирования) . Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Да больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный, подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …). Средний возраст (4–5 лет): сюжет усложняется, увеличивается количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение детей, …) Старший возраст (5–7 лет): игра отражает отдельные профессии (актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. Технология интегрированного обучения. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада. - мультимедийные презентации (наглядность, дающая педагогу выстроить объяснение с использование фото- и видеофрагментов) - виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников): на хлебозавод или кондитерскую фабрику, в магазин, на почту, в ателье, на работу к родителям. Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС: система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы); подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых; оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; материалы для сюжетно-ролевых игр. Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
18 января 2024 в 21:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.